Цифровая трансформация бизнеса. Часть 1. Теория

digital transformation of business

Термин «цифровая трансформация» слышали все, обдумывают многие, а внедряют некоторые. Существует три причины, почему компании сомневаются в необходимости цифровой трансформации:

  • простая неосведомленность;
  • отсутствие необходимых знаний для трансформации;
  • устаревшая корпоративная культура, которую руководство не планирует менять.

Это решается с помощью расширения знаний, поиска компании, которая поможет с цифровой трансформацией, и работы над новыми навыками и знаниями всех сотрудников компании. Давайте же подробно разберем цифровую трансформацию бизнеса, ее преимущества для вашей компании и почему ее внедрение стоит планировать уже сегодня.

Что такое «цифровая трансформация бизнеса»?

Существует большое количество формулировок, но, если их обобщить, получается следующее:

Цифровая трансформация бизнеса (ЦТ) – это переход процессов и технологий компании на более современные и эффективные решения. Наличие Wi-Fi и Microsoft 365 – это лишь самая верхушка айсберга и, по сути, уже не является ЦТ, ведь это норма для компаний уже многие годы. Перед цифровой трансформацией, помните, что:

  • это постоянный процесс;
  • основа трансформации – это последние технологии и инновации;
  • ЦТ формирует новые бизнес модели, которые ориентируются на клиентские потребности.

Главные преимущества цифровой трансформации для бизнеса

  • Повышение эффективности и сокращение времени на повторяющиеся задачи с помощью автоматизации процессов организации;
  • Улучшение коммуникации с клиентами, партнерами и сотрудниками;
  • Новые возможности для обслуживания клиентов;
  • Повышение уровня конкурентоспособности на бизнес-рынке за счет оптимизации процессов организации.

Основная проблема цифровой трансформации

Хоть трансформация и цифровая, но главная сложность касается именно людей. Если мы не будем сейчас учитывать технологическую часть трансформации, то остается только:

  • детальное изучение клиента, его нужд, ожиданий. В цифровую эпоху клиент использует продукты и технологии, которые удобны и выгодны для него.
  • адаптация культуры внутри компании под новые стандарты. Компания должна объяснить, почему трансформация необходима, внедрить новые методы коммуникации и обучить персонал новым технологиям.

Со вторым пунктом обычно и возникает больше всего трудностей. Ведь не все сотрудники понимают необходимость новых технологий, не все могут быстро освоить новые знания и навыки. Важно понимать, что изменения касаются также менеджеров и руководителей компании. Пока менеджмент мыслит по-старому, толку от ЦТ не будет.

Бывают ситуации, когда сотрудники не понимают или не разбираются в изменениях внутри компании и умалчивают об этом. В результате это ведет к замедлению процесса цифровой трансформации. Поэтому не стоит недооценивать важность коммуникации и фидбека. Чем лучше вы знаете своих сотрудников, тем проще внедрить новые технологии.

Конечно, вы всегда можете оставаться верны классическим технологиям и решениям, но это может привести к тому, что найдутся другие компании, которые превзойдут вас на бизнес-рынке. Если же вы боитесь провала, всегда есть возможность обратиться к профессионалам, которые предложат протестировать решения и выбрать оптимальное среди них.

Как ситуация с коронавирусом повлияла на процесс цифровой трансформации?

Пандемия и локдаун свалились на компании так неожиданно, что многие просто были не готовы к этому. Организации столкнулись с острой необходимостью внедрения новых технологий для удаленной работы и пересмотра своих планов на будущее. Теперь ЦТ стала необходимым звеном между организацией и её успешным будущим. Ведь основные проблемы организаций во время пандемии решаются с помощью цифровой трансформации:

  • удаленная работа стала толчком для переноса ИТ-инфраструктуры в облако. Это решает проблему эффективной работы в домашних условиях, ведь у персонала появляется безопасный доступ к корпоративным данным, инструментам и приложениям.
  • все встречи, конференции и другие бизнес-коммуникации с партнерами и клиентами перешли в онлайн режим. Появилось множество платформ, где компании могут устраивать видеоконференции, чаты для коммуникации с сотрудниками, партнерами и клиентами.
  • онлайн-обучение было и раньше, но теперь оно стало полноценной альтернативой обычного очного обучения.
  • Автоматизация ИТ-процессов и бизнес-процессов упростила работу персонала. Отпала необходимость быть вовлечённым в рутинные процессы.

Как вам подготовиться к цифровой трансформации

ЦТ состоит из важных пунктов, которые желательно не пропускать. Среди них:

  1. Подготовка.

Сформулируйте основные причины для цифровой трансформации вашей компании. Постарайтесь проработать общее понимание и план трансформации. Тут важно проанализировать насколько ваши бизнес-процессы готовы к новым технологиям. Если вы хотите перенести вашу ИТ-инфраструктуру в облако, то перед миграцией важно организовать аудит готовности ИТ-инфраструктуры к облаку.

  1. Планирование.

Цифровая трансформация будет иметь эффект, если она затронет все бизнес-процессы. Важно спланировать какие процессы изменения затронут в первую очередь. В плане должны быть чётко прописаны участники ЦТ, процессы, цели и сроки. Если вы понимаете, что вам недостаточно знаний или навыков для трансформации, всегда можно обратиться к специалистам.

  1. Вовлечение персонала в трансформацию.

Как мы уже говорили, цифровая трансформация затрагивает не только бизнес-процессы компании. Поэтому важно вовлечь сотрудников в изменения, оценить их навыки и знания и при необходимости отправить их на курсы.

  1. Диджитализация данных и документов.

ЦТ подразумевает доступность и эффективность. Какой толк от новых технологий, если часть документов находятся у вас на полках в офисе? Для этого существует электронный документооборот и хранение данных в облаке.

  1. Проверка и внедрение новой операционной модели.

На этом этапе вводятся в использование новые системы, модернизируются и оптимизируются ИТ-архитектура и процессы.

  1. Формирование или обновление бизнес-модели компании.

После ЦТ внутри компании об этом стоит знать вашим настоящим и потенциальным клиентам и партнерам. Тут необходимо будет адаптировать подход к позиционированию и логистике вашей компании.

Вывод

Выбор остается за вами. Вы можете остаться верны привычным решениям и клиентам. Это повлияет на конкурентоспособность и ваш имидж на бизнес-рынке. Или же вы можете постепенно внедрить цифровую трансформацию и открыть дверь новым возможностям.

Компания TechExpert поможет осуществить успешную цифровую трансформацию вашей компании. Наш опыт и профессионализм проявляется в наших кейсах.  Изменения начинаются с консультации – контакты.