В 1 части мы рассматривали значение цифровой трансформации, её преимущества для вашего бизнеса, проблемы, которые могут возникнуть, и план для подготовки к трансформации. Теперь же мы рассмотрим различные причины отказа от изменений и типы трансформации, которые могут подойти вашей компании.
Почему многие компании стремятся к цифровым изменениям, но не все их достигают? Ответ прост – страх перед неизвестным. Специалисты делят источник страха у компаний на 3 типа:
- Личные причины. Директор и другие руководители компании не желают внедрять инновации из-за недостаточного образования в сфере, предубеждений к технологии, желания скрыть некомпетентность или обворовывание бюджета на должности. Ведь в случае внедрения нового решения, компании понадобиться провести полный аудит компании и тогда это может открыться.
- Технологические причины. При ИТ-аудите специалисты могут выявить несовместимость новых технологий и корпоративной ИТ-инфраструктуры, а также уязвимости в кибербезопасности. Есть компании, которые будут игнорировать ИТ-аудит до последнего лишь бы не выделять бюджет на исправление технологических проблем.
- Социальные или организационные причины. Бывает, что компания уже работала над цифровой трансформацией, но сделала это слишком быстро и без преждевременной подготовки персонала к изменениям. В результате трансформация могла быть провальной или неэффективной.
Что такое цифровая трансформация?
Пандемия стала тем самым толчком, который мотивировал многие компании для экстренного внедрения различных технологий в бизнес-процессы и не только. Но это лишь начало. В будущем цифровая трансформация произойдет в каждой организации, которая хочет оставаться конкурентоспособной и востребованной среди клиентов.
Вообще цифровая трансформация – это кардинальные изменения в процессах, идеях, технологиях и управлении сотрудников для внедрения новых решений, которые помогут с улучшением продуктивности и эффективности компании.
Как видите, тут задействовано множество уровней и сотрудников компании, кроме как самой технологии и менеджмента компании. Это необходимо, чтобы при переходе все понимали, с чем они работают и зачем это надо для целей компании. Если вы меняете только какую-то одну технологию и не особо информируете сотрудников, будьте готовы к отторжению решения.
Типы цифровой трансформации
Всего существует 4 типа цифровой трансформации, компании могут выбирать как один тип, так и сразу несколько. Чтобы вы могли понять, какой выбрать тип именно вашей организации, давайте рассмотрим их детальнее:
- Трансформация бизнес-процессов – улучшение и автоматизация различных бизнес-процессов компании с целью повышения эффективности. Если вы также стремитесь снизить расходы, сократить время на определённые задачи и в то же время повысить качество их выполнения, то рассмотрите аудит ИТ-процессов и бизнес-процессов, автоматизацию, машинное обучение, облачные решения, электронный документооборот и другие технологии. Подробно об этом типе цифровой трансформации мы говорили в нашей статье «Цифровая трансформация бизнеса. Часть 1. Теория».
- Трансформация бизнес-модели – это изменение существующих бизнес-моделей в компании с помощью цифровых технологий. Пока 1-й тип цифровой трансформации сосредоточен только на бизнес-функции, то трансформация бизнес-модели ориентирована на изменение ценности в той сфере, где компания работает. Хорошим примером послужат некоторые страховые компании в США. С помощью собранных данных и подробной аналитики они изменили имеющиеся модели страховки клиентов и предложили вариант с оплатой за километры, которые проехали машины, а не за оплаченный период времени. Детальнее о кейсе можно почитать тут. Это позволило рассматривать бизнес-модель страховки машин под новым углом, который выгодный и компаниям, и клиентам.
- Трансформация сферы бизнеса – это расширение рамок сфер, создание новых направлений, изменения подхода к продуктам или услугам за счет внедрения новых технологий и решений с целью улучшить конкурентоспособность и привлекательность для клиентов. Более того, именно эта трансформация поможет создать уникальный на рынке продукт или услугу, которая поможет выделить вашу компанию среди конкурентов. Среди ярких примеров – кейс Fozzy group. С помощью своей широкой аудитории, покрытия сети и территории корпорация создала собственную почтовую доставку Justin. Эта услуга есть почти в каждом направлении, с которым работает корпорация.
- Трансформация организационных процессов – это масштабные изменения в работе с сотрудниками, поиском кандидатов и профессиональным развитием специалистов с целью подготовки к общей трансформации в компании. Ведь для успешной технологической трансформации, важно, чтобы к ней были готовы все специалисты. Именно от правильно построенной корпоративной культуры будет зависеть скорость и качество внедрения новых технологий. Если сотрудников что-то не устраивает в новых решениях, они всегда могут вернуться к старым и значительно затормаживать процессы. Также важно помнить, что у подобных изменений должны быть четкие правила, которые известны и понятны всем.
С чего начать цифровую трансформацию вашей компании?
- Аудит компании.
Чтобы понять, что именно вы хотите качественно изменить в своей компании, начните с описания бизнес-процессов и аудита ИТ-инфраструктуры. Так вы сможете понять, какие сферы компании страдают или не соответствуют правилам цифровым изменениям. - Планирование.
Этот этап включает создание подробного плана трансформации, который должен ответить на вопросы: что будет изменяться? Что будет внедряться? Какие отделы это затронет? Кто будет ответственный за внедрение/изменения? Как это будет происходить? Какие будут этапы? Когда будут происходить изменения? Какие могут быть ошибки и как их избежать? - Обучение персонала.
Осведомленность сотрудников об изменениях в компании напрямую будет влиять на успех трансформации. Если вы понимаете, что ваши сотрудники не умеют работать с какой-то технологией, то лучше их отправить на курсы. - Автоматизация
Какого типа не была бы цифровая трансформация, без автоматизации этот процесс может значительно замедлиться. Поэтому постарайтесь продумать автоматизацию документооборота, других бизнес-процессов и ITSM-процессов. - Внедрение облака
Облако перестало выполнять какую-то дополнительную функцию в компаниях. Теперь это полноценная среда, где компании размещают свои ИТ-инфраструктуры и полноценно работают вне зависимости от локации. Подобное решение может помочь с безопасностью данных, совместной работой сотрудников и доступностью системы.
На самом деле цифровая трансформация бизнеса – это длительный и комплексный процесс. Ведь для успешных изменений необходимо учитывать не только желание и возможность внедрения технологии или решения, но и готовность к ней и самой компании, и персонала. Поэтому перед любой трансформацией важно изучить потребности и слабые стороны компании и только потом разрабатывать всестороннюю стратегию. А чтобы цифровые изменения не происходили только среди менеджмента, важно включать в это дело и самих сотрудников. Только таким образом ваша компания сможет достичь целей, которые вы наметили. Свяжитесь с нами, и мы поможем вам успешно начать цифровую трансформацию.